Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида города Фурманова
|
Положение об оказании логопедической помощи
Положение
об оказании логопедической помощи
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Сказка» общеразвивающего вида города Фурманова
1.1. Настоящее Положение муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Сказка» общеразвивающего вида города Фурманова (далее ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 марта 2021 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями на 31 июля 2020 года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность детского сада, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
2.1. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи:
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.5. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.
2.8. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.11. Логопедические занятия проводяться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
2.12. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
2.13. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
2.14. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.15. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.16. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.
2.17. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта:
2.18. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы ДОУ.
2.19. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и утвержденным заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.3. Положения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением.
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед:
5.1. Учитель-логопед обязан:
5.2. Учитель-логопед имеет право:
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Принято на общем собрании работников
Протокол №1 от 14.01.2021г.
Приложение 1.1
Речевая карта (5-7 лет)
(для логопедических занятий в ДОУ)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________
Номер ДОУ_____________________________________________________________________
Номер группы___________________________________________________________________
Дата зачисления на логопедические занятия_________________________________________
Диагноз________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Общий анамнез
Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания_________
_______________________________________________________________________________
Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)______________________
Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет________________________________________
_______________________________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) _____________________________
Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)
Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)
Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение
зубного ряда
Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)
Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое
Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,
субмукозная щель, раздвоенное
Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка
Примечания: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) ____________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) __________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _______________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________
Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту.